Принята на педагогическом совете МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» Протокол № 3 от «31» августа 2021 г. Утверждено ектора ста 2021 г. Ахунов Образовательная программа муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Нукутская детско-юношеская спортивная школа» на 2022-2024 г. п.Новонукутский, 2021 г. 1.Пояснительная записка Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Нукутская детско-юношеская спортивная школа», который характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Программа разработана в соответствии: • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным законом от 14 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; • Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; • Приказом Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 г. N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" • Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуре й спорта и к срокам обучения по этим программам, утвержденному приказом Минспорта России от 15 ноября 2018 г. № 939; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; • Конвенцией о правах ребенка; • Уставом МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ». При разработке образовательной программы дополнительно учтены: возможности образовательной среды МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ», уровень квалификации и профессионализма тренеров-преподавателей. В Концепции модернизации российского образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей, как одному из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, воспитания юного патриота, личности школьника, конкурентной в современном мире. 1.1. Образовательная программа направлена на: - Формирование и развитие творческих способностей обучающихся; -Удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом; 2 - Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; -Обеспечение духовно-нравственного, воспитания обучающихся; гражданско-патриотического, трудового - Выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; -Профессиональную ориентацию обучающихся; -Создание и обеспечение необходимых условий для личностного профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; развития, -Подготовку спортивного резерва в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки; - Социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; -Формирование общей культуры обучающихся. 1.2. Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста и работа ДЮСШ определяется запросом детей и их родителей (законных представителей) на программы физкультурно-спортивной направленности. Одним из объективных показателей качества образовательных услуг, предлагаемых воспитанникам спортивной школы в рамках своей деятельности, являются результаты выступлений на соревнованиях. Соревнования различного ранга является неотъемлемой частью трудоемкой, многолетней подготовки спортсменов. 1.3. Виды образовательных программ дополнительного образования детей по видам спорта реализуемых в МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Игровые (настольный теннис) Командные игровые (волейбол, футбол) Спортивные единоборства (спортивная борьба) Легкая атлетика Гиревой спорт Стрельба из лука Шахматы. Наименование программы 10-17 лет Срок реализации программы до 8 лет 6-9 лет 1 год 9-17 лет до 8 лет 7-17 1 год 8-17 лет до 8 лет Возраст учащихся Дополнительная предпрофессиональная программа по спортивной борьбе Дополнительная общеразвивающая программа по спортивной борьбе Дополнительная предпрофессиональная программа по волейболу Дополнительная общеразвивающая программа по волейболу Дополнительная предпрофессиональная 3 программа по футболу Дополнительная общеразвивающая программа по футболу Дополнительная предпрофессиональная пгюгоамма по стрельбе из лука Дополнительная предпрофессиональная программа настольному теннису Дополнительная общеразвивающая программа по настольному теннису Дополнительная предпрофессиональная программа по гиревому спорту Дополнительная общеразвивающая программа по шахматам Дополнительная предпрофессиональная программа по легкой атлетике 7-17 лет 1 год 11-17 лет до 8 лет 7-17 лет до 8 лет 7-17 лет 1 год 10-17 лет до 8 лет 7-17 лет 1 год 9-17 лет до 8 лет ■■ 1.4. Особенности построения образовательного процесса Образовательная деятельность в МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» осуществляется в отделениях по 8 видам спорта. Организация образовательного процесса регламентируется учебными программами, годовым календарным графиком, учебным планом учреждения, учебными планами педагогов, расписанием учебных занятий. Учебный план включает в себя этапы обучения: спортивно-оздоровительный этап - на весь период обучения; базовый уровень подготовки - до 6 лет обучения, углубленный уровень подготовки - до 4 лет. Учебный план разрабатывается из расчета 42 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 10 недель - самостоятельной работы учащихся по индивидуальным планам во время летнего отдыха. С увеличением общего годового объема часов по годам обучения изменяется соотношение времени на различные цштьт подготовки. Повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и психологическую подготовку. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и тренировочными группами. Уровень учебной недельной нагрузки на учащегося не превышает предельно допустимого. Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки. Основными формами учебно тренировочного процесса являются: теоретические занятия, групповые учебно тренировочные занятия, работа с детьми по индивидуальным планам, тестирование, контрольные нормативы по ОФП и СФП, участие в соревнованиях, матчевых встречах И Т.д. МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» осуществляет работу в течение всего календарного года в соответствии с этапами спортивной подготовки. Спортивно-оздоровительный этап. Задачи данного этапа: • • • воспитание интереса к спорту, развитие физических качеств. стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта; основные знания в области гигиены и первой медицинской помощи, • • теоретические основы физической культуры и навыков самоконтроля; укрепление здоровья, формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям спортом. Базовый уровень: Принимаются желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте. Главная задача - формирование базовой технической и физической подготовки, воспитание соревновательных качеств. • • • формирование стабильность составй обучающихся, продолжается работа по привитию стойкого интереса к занятиям спортом; выявление уровня потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта; наблюдается динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся и уровень освоения основ техники в избранном виде спорта. Углубленный уровень: На данном этапе подготовки зачисляются только здоровые спортсмены, прошедшие не более одного года необходимую подготовку, при выполнении ими федеральных государственных требований по общефизической и специальной подготовке. Недельный режим тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в завйсимости от специфики щзда спорта, периода и задач подготовки. Объем учебно-тренировочной нагрузки в неделю определяется в соответствии с учебной программой и Приказа министерства спорта РФ от 15.11.2018 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиях реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»: НАГРУЗКА 1-2 г.о. УРОВНИ СЛОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ БАЗОВЫЙ УГЛУБЛЕННЫЙ 3-4 г.о. 5-6 г.о. 1-2 г.о. 3-4 г.о. КОЛИЧ.ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 4-6 6-8 8-10 10-12 12-14 КОЛИЧ.ЗАНЯТИЙ в НЕДЕЛЮ 3-4 3-4 4-5 4-5 5-6 168-252 252-416 416-420 420-504 504-588 126-168 126-168 168-210 168-210 210-252 ОБЩЕЕ КОЛ-ВО ЧАСОВ В год ОБЩЕЕ КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ В ГОД По общеразвивающим программам: Этап подготовки Период обучения Объем нагрузки Продолжительность одного занятия Спортивно-оздоровительный Весь период Доб 1-2 часа 1.5. Показатели реализации образовательной программы Для анализа и корректировки результатов образовательной деятельности, используются следующие критерии: а) на спортивно-оздоровительном этапе: • стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта; уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения основами физической культуры и навыков самоконтроля. • б) на этапе базового и углубленного уровня: • • • стабильность состава обучающихся, уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта; динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся; уровень освоения основ техники в избранном виде спорта. • • состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся, динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями; • уровень освоения объёмов тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой по избранному виду спорта; • выполнение нормативов массовых спортивных разрядов. Основными показателями в оценивании результатов развития обучающих является выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке, теоретической подготовке в учебных группах, в соответствии с нормативными требованиями учебных программ по видам спорта. Прием контрольных нормативов проводится два раза в год: • • промежуточное тестирование (январь-февраль); итоговые контрольно-переводные тесты по общей физической и специальной подготовке (апрель-май). Контрольные нормативы по этапам обучения разрабатываются тренерскими советами по отделениям в соответствии с ФГС, утверждаются приказом директора. 2.Участники образовательного процесса. Общие требования к приему граждан в Учреждение регулируются Законом «Об образовании» и другими федеральными законами, а также Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, определяются Учредителем в соответствии с действующим законодательством и закрепляются в уставе Учреждения. Участниками учебно-тренировочного процесса в Учреждении являются обучающиеся, тренеры-преподаватели, родители (законные представители) обучающихся.. В Учреждение принимаются дети на основании письменного заявления родителей и врачебного заключения о допуске к занятиям. Каждый обучающийся имеет право 6 заниматься в нескольких секциях (группах), менять их в течение года. Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах 6-18 лет, возможен прием детей и младше 6 лет. Порядок зачисления обучающихся в группы спортивной подготовки, перевод из одной группы в другую определяется учреждением при сдаче контрольно-спортивных нормативов по физической и технической подготовке занимающихся и оформляется приказом директора. По решению тренерско-преподавательского совета Учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава Учреждения, систематические пропуски учебно-тренировочных занятий допускается отчисление занимающего. 3.Методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется в форме: • • • • • • • • • • • • • научно-педагогической помощи; участие в семинарах по видам спорта консультативно-методической помощи; проведения педагогических и тренерских советов; методических семинаров и консультаций; аттестации педагогических работников; повышение квалификации; изучение передового опыта работы в области спорта и физической культуры; участие в соревнованиях регионального, всероссийского уровней и в их судействе; участие в районных, региональных конкурсах педагогического мастерства; знакомства с современной методической литературой; изучение современных правил судейства соревнований; самообразование. 4. Воспитательная работа - обязательный аспект деятельности современного образовательного учреждения. Сущность воспитательной работы в МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» состоит в создании условий для полноценного развития личности обучающихся путем обогащения воспитательной среда целенаправленно организуемыми событиями. Основные направления воспитательной работы: - государственно-патриотическое воспитание; - нравственное воспитание; - спортивно-этическое и правовое воспитание. Эффективность воздействия методов зависит от авторитета тренера-преподавателя. Тренер-преподаватель должен помочь обучающимся разобраться в себе, тактично указать на те особенности его личности, которые могут воспрепятствовать достижению успехов в спорте и жизни, и побудить его к самовоспитанию, а затем постоянно направлять его на самостоятельную работу над собой. В условиях МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» воспитательное воздействие тренера-преподавателя координируется с самовоспитанием спортсменов, которое стимулируется и поощряется. 5. Кадровое обеспечение В МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» работает сплоченный профессионально компетентный коллектив педагогов, в котором каждый несёт ответственность за решение поставленных перед коллективом задач. Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом, и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Педагогический состав: - 26 тренеров-преподавателей, из них 20 штатных и 6 - по совместительству; - административно-управленческий аппарат состоит из директора учреждения, 1 заместителя директора по учебно-воспитательной работе, 1 заместителя директора по административно-хозяйственной работе, 1 методиста. • • высшее педагогическое образование - 46,1 %; среднее педагогическое образование- 38,4 %; тренеров-преподавателей по видам спорта: спортивная борьба-10 волейбол-4 футбол-3 легкая атлетика -1 стрельба из лука-1 шахматы-1 настольный теннис-3 гиревой спорт -1 Стаж педагогической работы: до 5 лет -42,3 %, от 10 и выше -57,6% 6. Материально-техническая база для реализации образовательной программы Для реализации образовательной программы МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» располагает двумя спортивными объектами, находящимися в оперативном управлении на балансе спортивной школы: физкультурно-оздоровительный комплекс и стадион. На основании договоров о безвозмездном пользовании, в соответствии с лицензиями на образовательную деятельность, учреждение использует для проведения занятий спортивные залы общеобразовательных школ. В целях выполнения учебных программ в учреждении имеется транспортное средство - автобус на 19 мест, оборудованный в соответствии с требованиями по организованной перевозке учащихся. В школе имеется необходимый набор спортивного оборудования и спортивного инвентаря по видам спорта, а также компьютерная и оргтехника, музыкальная аппаратура для организации учебного процесса и проведения спортивно-массовых мероприятий. Ежегодно, на основании результатов выступления на соревнованиях, из областного бюджета выделяется субсидия на приобретение спортивного инвентаря. 7. Механизм реализации образовательной программы состоит: - организация спортивных секций по видам спорта, где осуществляется теоретическая и практическая подготовка занимающихся через тренировочные занятия, участие в соревнованиях; - проведение культурно-массовых мероприятий (подвижные игры, эстафеты, конкурсы, походы, тематические вечера, развлекательные программы); - создание материально-технической базы для выполнения образовательной программы. Ожидаемые результаты: 1.Увеличение призеров на официальных соревнованиях по культивируемым видам спорта; 8 2людголшт перспективных детей к поступлению в образовательные учреждения в обласп физической культуры с спорта. 3. } к ж п к е обучающихся, выполнивших спортивные массовые разряды. 4.ужучшеяве показателей уровня физической подготовленности и спортивного мастерства обучающихся. 9