Принята на педагогическом совете МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» Протокол № 3 от «1» сентября 2023 г. рНу кдено (утек ая Д Ю СШ 1Е о о 0 аЬом директора сентября Образовательная программа муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Нукутская детско-юношеская спортивная школа» на 2023-2026 г. п.Новонукутский, 2023 г. 1.Пояснительная записка Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Нукутская детско-юношеская спортивная школа», который характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Программа разработана в соответствии: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным законом от 14 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; * • Конвенцией о правах ребенка; • Уставом МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ». При разработке образовательной программы дополнительно учтены: возможности образовательной среды МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ», уровень квалификации и профессионализма тренеров-преподавателей. В Концепции модернизации российского образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей, как одному из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, воспитания юного патриота, личности школьника, конкурентной в современном мире. 1.1. Образовательная программа направлена на: - Формирование и развитие творческих способностей обучающихся; -Удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом; - Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; -Обеспечение духовно-нравственного, воспитания обучающихся; гражданско-патриотического, 2 трудового - Выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; -Профессиональную ориентацию обучающихся; -Создание и обеспечение необходимых условий для личностного профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; -Подготовку спортивного спортивной подготовки; резерва в соответствии с федеральными развития, стандартами - Социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; -Формирование общей культуры обучающихся. 1.2. Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам. Поэтому' вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста и работа ДЮСШ определяется запросом детей и их родителей (законных представителей) на программы физкультурно-спортивной направленности. Одним из объективных показателей качества образовательных услуг, предлагаемых воспитанникам спортивной школы в рамках своей деятельности, являются результаты выступлений на соревнованиях. Соревнования различного ранга являются неотъемлемой частью трудоемкой, многолетней подготовки спортсменов. 1.3. Виды образовательных программ дополнительного образования детей по видам спорта реализуемых в МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Игровые (настольный теннис) Командные игровые (волейбол, футбол) Спортивные единоборства (спортивная борьба) Легкая атлетика Гиревой спорт Стрельба из лука Шахматы. № Наименование программы п/п 1 Дополнительная общеразвивающая программа по спортивной борьбе 2 Дополнительная общеразвивающая программа по волейболу 3 Дополнительная общеразвивающая программа по футболу 4 Дополнительная общеразвивающая программа по настольному теннису 5 Дополнительная общеразвивающая программа по шахматам 6 Дополнительная общеразвивающая программа по легкой атлетике 7 Дополнительная общеразвивающая программа по гиревому спорту Возраст (лет) 6-18 6-18 6-18 6-18 6-18 6-18 6-18 Срок реализации программы 8 Дополнительная общеразвивающая программа по стрельбе из лука 6-18 1.4. Особенности построения образовательного процесса Образовательная деятельность в МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» осуществляется в отделениях по 8 видам спорта. Организация образовательного процесса регламентируется учебными программами, годовым календарным графиком, учебным планом учреждения, учебными планами педагогов, расписанием учебных занятий. Учебный план включает в себя спортивно-оздоровительный этап - на весь период обучения, базовый уровень обучения. Учебный план разрабатывается из расчета 42 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 10 недель - самостоятельной работы обучающихся по индивидуальным планам во время летнего отдыха. Для работников по совместительству 36 учебных недель. С увеличением общего годового объема часов по годам обучения изменяется соотношение времени на различные виды подготовки. Повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и психологическую подготовку. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и тренировочными группами. Уровень учебной недельной нагрузки на учащегося не превышает предельно допустимого. Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки. Основными формами учебно тренировочного процесса являются: теоретические занятия, групповые учебно тренировочные занятия, работа с детьми по индивидуальным планам, тестирование, контрольные нормативы по ОФП и СФП, участие в соревнованиях, матчевых встречах и т.п. МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» осуществляет работу в течение всего календарного года. Задачи спортивно-оздоровительного этапа. • • • • • воспитание интереса к спорту, развитие физических качеств. стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта; основные знания в области гигиены и первой медицинской помощи; теоретические основы физической культуры и навыков самоконтроля; укрепление здоровья, формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям спортом. НАГРУЗКА КОЛИЧ.ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ КОЛИЧ.ЗАНЯТИЙ В НЕДЕЛЮ ОБЩЕЕ КОЛ-ВО ЧАСОВ В ГОД ОБЩЕЕ КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ В ГОД БАЗОВЫЙ кол-во часов по годам обучения 1-2 г.о. 3-4 г.о. 5 г.о. 4-6 6-8 8-12 3-4 3-4 4-5 168-252 252-416 416-504 126-168 126-168 168-210 4 1.5.Показатели реализации образовательной программы Для анализа и корректировки результатов образовательной деятельности на спортивно-оздоровительном этапе используются следующие критерии: • стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта; • уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения основами физической культуры и навыков самоконтроля; • стабильность состава обучающихся, уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта; • динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся; • уровень освоения основ техники в избранном виде спорта; • выполнение нормативов массовых спортивных разрядов. Основными показателями в оценивании результатов развития обучающих является выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке, теоретической подготовке в учебных группах, в соответствии с нормативными требованиями учебных программ по видам спорта. Прием контрольных нормативов проводится два раза в год: • • промежуточное тестирование (январь-февраль); итоговые контрольно-переводные тесты по общей физической и специальной подготовке (апрель-май). Контрольные нормативы по годам обучения разрабатываются тренерскими советами по отделениям и утверждаются приказом директора. 2. Участники образовательного процесса. Общие требования к приему обучающихся в Учреждение регулируются Законом «Об образовании» и из одной группы в другую определяется учреждением при сдаче контрольно-спортивных нормативов по физической и технической подготовке занимающихся и оформляется приказом директора. По решению тренерского совета Учреждения за совершение другими федеральными законами, а также Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, определяются Учредителем в соответствии с действующим законодательством и закрепляются в уставе Учреждения. Участниками учебно-тренировочного процесса в Учреждении являются обучающиеся, тренеры-преподаватели, родители (законные представители) обучающихся. В Учреждение принимаются дети на основании письменного заявления родителей и врачебного заключения о допуске к занятиям. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких секциях (группах), менять их в течение года. Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах 6-18 лег, возможен прием детей и младше 6 лет . Порядок зачисления обучающихся в группы, перевод противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава Учреждения, систематические пропуски учебно-тренировочных занятий допускается отчисление занимающего. 3.Методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется в форме: 5 • • • • • • • • • • • • • научно-педагогической помощи; участие в семинарах по видам спорта консультативно-методической помощи; проведения педагогических и тренерских советов; методических семинаров и консультаций; аттестации педагогических работников; повышение квалификации; изучение передового опыта работы в области спорта и физической культуры; участие в соревнованиях регионального, всероссийского уровней и в их судействе; участие в районных, региональных конкурсах педагогического мастерства; знакомства с современной методической литературой; изучение современных правил судейства соревнований; самообразование. 4. Воспитательная работа — обязательный аспект деятельности современного образовательного учреждения. Сущность воспитательной работы в МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» состоит в создании условий для полноценного развития личности обучающихся путем обогащения воспитательной среды целенаправленно организуемыми событиями. Основные направления воспитательной работы: - государственно-патриотическое воспитание; - нравственное воспитание; - спортивно-этическое и правовое воспитание. Эффективность воздействия методов зависит от авторитета тренера-преподавателя. Тренер-преподаватель должен помочь обучающимся разобраться в себе, тактично указать на те особенности его личности, которые могут воспрепятствовать достижению успехов в спорте и жизни, и побудить его к самовоспитанию, а затем постоянно направлять его на самостоятельную работу над собой. В условиях МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» воспитательное воздействие тренера-преподавателя координируется с самовоспитанием спортсменов, которое стимулируется и поощряется. 5. Кадровое обеспечение В МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» работает сплоченный профессионально компетентный коллектив педагогов, в котором каждый несёт ответственность за решение поставленных перед коллективом задач. Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом, и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Требования к образованию: среднее профессиональное или высшее в области педагогики с направленностью «физическая культура», профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности в физической культуре и спорта. Педагогический состав: 24 тренеров-преподавателей, из них 18 штатных и 6 - по совместительству; - административно-управленческий аппарат состоит из директора учреждения, 1 заместителя директора по учебно-воспитательной работе, 1 заместителя директора по административно-хозяйственной работе, 1 методиста. • • высшее педагогическое образование —45%, из них по направлению физическая культура - 37,5 % среднее педагогическое образование—34 %; из них по направлению физическая культура - 29 % Тренеров-преподавателей по видам спорта: 6 спортивная борьба-10 волейбол-5 футбол-2 легкая атлетика -2 стрельба из лука-1 шахматы-1 настольный теннис-2 гиревой спорт -1 По стажу работы 50 % педагогов имеют стаж в учреждении дополнительного образования более 20 лет. Педагогов со стажем до 6 лет- 21 % 6. Материально-техническая база для реализации образовательной программы Для реализации образовательной программы МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» располагает двумя спортивными объектами, находящимися в оперативном управлении на балансе спортивной школы: физкультурно-оздоровительный комплекс стадион. На основании договоров о безвозмездном пользовании, в соответствии слицензиями на образовательную деятельность, учреждение использует для проведения занятий спортивные залы общеобразовательных школ. В целях выполнения учебных программ в учреждении имеется транспортное средство - автобус на 19 мест, оборудованный в соответствии с требованиями пс организованной перевозке учащихся. В школе имеется необходимый набор спортивного оборудования и спортивного инвентаг по видам спорта, а также компьютерная и оргтехника, музыкальная аппаратура для организации учебного процесса и проведения спортивно-массовых мероприятий Ежегодно, на основании результатов выступления на соревнованиях, из областного бюджета выделяется субсидия на приобретение спортивного инвентаря, которая приобретается на основании потребностей, заявок тренеров-преподавателей. 7. Механизм реализации образовательной программы состоит: - организация спортивных секций по видам спорта, где осуществляется теоретическая и практическая подготовка занимающихся через тренировочные занятия, участие в соревнованиях; - проведение культурно-массовых мероприятий (подвижные игры, эстафеты, конкурсы, походы, тематические вечера, развлекательные программы); - создание материально-технической базы для выполнения образовательной программы. Ожидаемые результаты: 1. Привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, утверждение здорового образа жизни, воспитание морально-этических и волевых качеств: 2. Увеличение призеров на официальных соревнованиях по культивируемым видам спорта; 3. Подготовка перспективных детей к поступлению в образовательные учреждения в области физической культуры и спорта. 4. Увеличение обучающихся, выполнивших спортивные массовые разряды. 5. Улучшение показателей мастерства обучающихся. уровня физической 7 подготовленности и спортивного